30 ноября в Государственном музее К.А.Федина состоялся круглый стол «В.Маяковский: взгляд в будущее», приуроченный к 130-летию со дня рождения поэта
Во вступительном слове ведущая круглого стола И.Ю. Иванюшина, д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы СГУ им. Н.Г. Чернышевского, отметила, что все мысли и дела поэта были устремлены в будущее. Единственный суд, который он над собой признавал, – суд будущего.
Р.В. Сапрыкин, к.и.н., преподаватель истории Саратовского университета имени Н.И. Вавилова, рассказал об исторической обстановке конца XIX – начала XX века в России, разных временных отрезках и событиях, на которые пришлась жизнь поэта.
Е.А. Мазанова, заместитель директора музея К.А. Федина, показала истоки зарождения футуризма в России, предшественниками которого были символисты, и отметила, что каждая эпоха нуждается в собственном поэте. Таким поэтом в эпоху слома и кардинальных перемен стал Маяковский.
В биографии Владимира Маяковского есть страницы, связанные с нашим городом. Директор ЗНБ СГУ имени В.А. Артисевич А.В. Зюзин рассказал о трех приездах Маяковского в Саратов, а старшие научные сотрудники музея К.А. Федина и музея Л.А. Кассиля И.В. Ткачеваи Э.В. Антропова показали в своих презентациях уникальные материалы, хранящиеся в фондах музеев. Лев Кассиль всю жизнь считал Маяковского своим «крестным отцом», учителем. Редкие фотографии, рукописи, зарисовки свидетельствуют о дружеских отношениях Маяковского и Кассиля в период совместной работе в ЛЕФе, К. Федин также в дневниках и записных книжках обращался к творчеству и личности Маяковского. И даже дважды встречался с ним. Однако неоднократно отмечал, что Маяковский – не его поэт. У Федина были другие литературные кумиры.
Жива ли традиция Маяковского в современной поэзии? Е.С. Мартынова, к.ф.н., поэт, главный редактор журнала «Волга–XXI век», показала на примере творчества современных поэтов влияние Маяковского. Особенно оно заметно в стихах молодых поэтов, которые чувствуют энергию молодости, мощь слова поэта и активно экспериментируют в духе Маяковского.
Аспирантка С.Р. Хисямутдинова и студент А.А. Васильев ИФиЖ СГУ им. Н.Г. Чернышевского проследили прямое влияние стилистики, рифмотворчества и интонаций Маяковского на поэтов-шестидесятников, в первую очередь на Е. Евтушенко и А. Вознесенского.
Каково присутствие Маяковского в современном культурном поле, мировом, российском, региональном? Как сегодня, в год 130-летия поэта, воспринимают его творчество «грядущие люди», «товарищи потомки»? В заключительном слове И.Ю. Иванюшина рассказала об огромном количестве изданий и переизданий поэта. На протяжении XX века регулярно выходили Собрания сочинений В. Маяковского. Диссертации, переводы, тиражи, научные исследования – все это свидетельствует о невероятной его популярности. В настоящее время ИМЛИ РАН готовит фундаментальный труд – Полное собрание произведений в 20 т. И сегодня, в год 130-летия поэта, Маяковский невероятно востребован: ставятся спектакли, выходят фильмы, проходят выставки по всей стране, его поэтические строки звучат в рекламных роликах и цитируются на просторах интернета.
Мы полагаем, что и наш круглый стол – это своеобразное подношение Маяковскому, масштаб которого таков, что он все время раскрывает нам новые грани и смыслы своего творчества.