Творческая династия семьи Худяковых представляет в Саратовском Радищевском музее выставочный проект «СВЕТОВАЯ ПРИРОДА ЖЕНЩИНЫ»
По приглашению Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева и Министерства культуры Саратовской области вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого союза художников России Константин Васильевич Худяков представляет в Саратове авторский проект творческой династии семьи Худяковых «СВЕТОВАЯ ПРИРОДА ЖЕНЩИНЫ». Выставка организована при содействии Поволжского отделения Российской академии художеств и Творческого союза художников России.
Цифровое и аналоговое искусство в рамках проекта «Световая
природа женщины» представлено в едином пространстве выставочных залов Радищевского музея (Саратов, ул. Радищева, 39). Экспозицию составляют произведения художника-мультимедиа, живописца, дизайнера Константина Худякова, его супруги, члена-корреспондента РАХ, художника и дизайнера Марины Худяковой, а также авторские художественные куклы, созданные их дочерью, академиком РАХ Александрой Худяковой.
Период экспонирования: 19 мая – 20 августа 2023 года.
Вернисаж: 19 мая в 17.00 часов.
Константин и Марина Худяковы изучали архитектуру в Московском архитектурном институте под руководством профессоров-конструктивистов, учились живописи и графике
у реалистов, сюрреалистов и футуристов, «дышали воздухом архитектурного авангарда» знаменитого общежития, Николаевского Дома коммуны, были художниками инновационного дизайна множества экспозиций крупнейших исторических музеев, в том числе, музеев Ленина в стране и за рубежом. Стремление довести до совершенства свою работу, пристальное внимание к деталям и любование ими, очевидно, наряду со взглядом архитектора на мир и стремлением к новейшим технологиям, привели художников к использованию компьютерных возможностей в искусстве. В конце 1990-х Константин и Марина Худяковы полностью перешли на цифровые технологии применительно к изобразительному искусству.
Освоив технологический и эстетический опыт мечтателей ХХ века в цифровом искусстве, в том числе в виртуальной и дополненной реальности, авторы проекта «Световая природа женщины» противопоставили его засилью в мультимедийном пространстве непрофессионализма. Это новое «Цифровое Зазеркалье» отражает причудливые и умудрённые большим жизненным опытом понятия добра и зла, красивого и безобразного, возможного и невозможного, правды и лжи в изобразительном искусстве.
Константин Худяков в одном из интервью отметил особенность цифрового искусства: «Есть такая точка зрения, она все более подтверждается учеными и экспериментами, что все, что мы видим вокруг – это цифровой мир, виртуальная реальность. Вы виртуальны, я виртуальный, но все запрограммировано высшим существом, большим разумом с невероятной сложностью и невероятным качеством. И мы уже настолько привыкли жить в этой виртуальной реальности, что думаем, что мы живые существа. Отчасти я придерживаюсь этой точки зрения. Женщины – это прекрасные существа. Свет – это жизнь, а женщина, как раз, дает жизнь человечеству через себя. И я пытался этот образ отразить, показать прекрасные, невероятно красивые стороны женщины как божественного создания».
Александра Худякова изучала ремесло художника и мировое искусство во всём его многообразии в Краснопреснесненской художественной школе, а затем на факультете дизайна в МГХПУ имени С.Г. Строганова, которое так же, как и МАРХИ, образовалось из легендарного ВХУТЕМАСА. Авторская кукла неожиданно для всех стала темой ее дипломного проекта и, как оказалось, настоящим призванием.
Александра Худякова далека от понимания куклы как манекена, служащего для демонстрации костюма. Каждое ее новое произведение – это новый образ, новая история. Прежде всего, художника интересует «личность», которую она создает. Замысел диктует форму, материал, внешние атрибуты, позу, костюм, прическу, аксессуары. Фарфор, кружево, бисер, стеклярус, жемчуг, стразы, блестящие цепи и лоскуты драгоценных тканей – всё складывается в чеканный рисунок, сродни нарядам благородных дам в портретах Северного Возрождения. Зачастую в работах очевидно обращение к знаменитой скульптурной маленькой балерине Эдгара Дега. Последнее не случайно и является очень важным обстоятельством в художнической позиции автора. Используя в работах различные виды пластика (цернит, puppen-fimo, flumo), Александра Худякова отдает предпочтение фарфору, считая его «драгоценным» материалом, подобно дереву и камню. Художник находится в творческом поиске, экспериментирует, применяя новые материалы и технологии. Одной из первых в нашей стране стала создавать шарнирные куклы. Впервые использовала металлизированный фарфор (серия «Отражения»). Эффект зеркальной металлизации приближает куклу к скульптуре, а шарнирная подвижность возвращает ей игровую природу.
«Искусство авторской куклы – это синтетическое искусство, – отмечает Александра Худякова, – причем не только в плане соединения различных материалов, техник, ремёсел, но и в своеобразной игре со стилями. Всё, что способно реализовать тот самый, задуманный художником образ, используется без оглядки на общепринятые рамки и правила». Ренессанс, Восток, ар-деко – причудливая смесь ассоциаций, из которых авторское воображение Александры Худяковой рождает сказочные образы.
На выставке будут представлены произведения творческой династии Худяковых разных лет (1998-2023 годы), воплощая праздник высокого искусства, фантазии и красоты.
В рамках экспонирования выставки в Радищевском музее планируется проведение творческих встреч с авторами Константином Худяковым и Александрой Худяковой, проведение мастер-классов по цифровому искусству, лекции по истории создания художественной куклы. Дополнительная информация о программе научно-просветительских мероприятий будет размещена на сайтах Радищевского музея, Российской академии художеств и Творческого союза художников России.