Выставка «Ан – значит Антонов» к 100-летию транспортной авиации России

Саратовский областной музей краеведения подготовил онлайн-выставку «Ан – значит Антонов», посвященную 100-летию гражданской авиации России. Всего за несколько десятилетий с 20-х годов прошлого века отечественный воздушный флот прошёл большой путь от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолёта. И немалая заслуга в этом «отца авиации» – Олега Константиновича Антонова.

 На выставке представлены фотоматериалы, рассказывающие о саратовских страницах в жизни Олега Константиновича. В 1912 семья Антоновых переехала в Саратов. В 1915–1922 годах будущий авиаконструктор учился в Александро-Мариинском реальном училище. В Саратове он вместе с друзьями создал Клуб любителей авиации (КЛА). На выставке представлена фотокопия рукописного журнала КЛА, созданного Олегом Антоновым. В нем были собраны вырезанные фотографии, чертежи, выполненные от руки, наивные, но очень точные по содержанию рисунки. Были отчеты о заседаниях клуба, стихи, обращенные к летчикам, и объявления, обращенные к любителям авиации.

Гораздо позже Генеральный конструктор, вспоминая годы детства, говорил: «Я безумно хотел стать летчиком, а вот судьба заставила меня стать конструктором. Начни все сначала, я стал бы пилотом».

В 1924 году, будучи студентом путейского факультета Саратовского университета, Антонов собрал свой первый планер и продемонстрировал его на всесоюзных соревнованиях в Коктебеле. На выставке можно увидеть фотографии планера «Голубь», а также узнать историю запуска второго планера Олега Антонова – ОКА-2. Этот аппарат конструктор спроектировал уже будучи студентом машиностроительного факультета Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). А вот испытывал его в Саратове, на северо-западном склоне Жареного Бугра. 

В одном из журналов 1926 года была помещена фотография, отображающая момент испытаний ОКА-2. В кабине планера – Олег Антонов, а рядом – Боря Урлапов.

Для Олега Константиновича Антонова планер – это «ступень, ведущая в небо».  Молодой конструктор в Ленинграде строит аппарат ОКА-3, который успешно совершит 500 полетов. Причем высокую оценку планеру дает, полетав на нем, сам Валерий Чкалов. На выставке представлены фотографии и других аппаратов, сконструированных Антоновым: учебные планеры «Стандарт», ОКА-7 («Бубик»), ОКА-8, ОКА-9, планер-паритель «Город Ленина». А также более поздних «птичек»: «Упар», РФ-5, РФ-6, РФ-7, учебных и экспериментальных планеров и экспериментального мотопланера ЛЕМ-2.

Выставка знакомит с одним из наиболее удавшихся, по мнению самого авиаконструктора, проектов – многофункциональным Ан-2, известным впоследствии как «кукурузник» или «Аннушка». Он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, выпускаемый более 60 лет. Здесь же представлены открытки с благодарностью за создание этого самолета.

Выставка рассказывает о важной вехе в отечественной авиации – создании самолета «Антей» – Ан-22. Он был представлен посетителям Международного авиасалона-1965 в Ле-Бурже. «Антей» был первым в мире широкофюзеляжным и самым большим турбовинтовым самолётом. Его грузоподъемность составляла 60 тонн.  

Конструктор не остановился на громком триумфе: в 1968 он приступил к работе над сверхтяжелым Ан-124 «Руслан» грузоподъемностью 120 тонн, фотографии которого также представлены на выставке.

Антонов успел увидеть пионерскую серийную модель «Руслана». В 1984 г. гениального конструктора не стало. В том же году авиационный комплекс, которым руководил Олег Константинович, был назван его именем.

На счету О.К. Антонова были и другие конструктивные открытия, о которых рассказывает выставка. Среди них Ан-24 – самый массовый пассажирский самолет, выпускавшийся в СССР, воздушный вездеход Ан-28, первый советский реактивный многоцелевой транспортный самолёт и единственный двухдвигательный реактивный самолёт в гражданской авиации Ан-72 и многие другие.

Родина высоко оценила талант конструктора. Он был награжден шестью орденами, отмечен многочисленными премиями. Ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

В 1981 г. Олегу Константиновичу Антонову было присвоено звание «Почетный гражданин г. Саратова», одна из улиц города носит его имя.

Познакомиться с выставкой можно на сайте http://www.comk.ru/antonov/ю

С материалами об О.К. Антонове можно познакомиться в Саратовском областном музее краеведения на выставке «Наши знатные земляки». Здесь представлены фотографии, документы, в том числе письма Антонова в Саратов, модели самолетов, а также коллекция тематических значков и памятные медали с изображения разных моделей самолетов Ан.