Выставка «Яков Мамин. Жизнь и творчество изобретателя»

В Музее истории города Балаково открылась выставка «Яков Мамин. Жизнь и творчество изобретателя». Она рассказывает об изобретателе-самоучке Якове Васильевиче Мамине и его соратниках – младших братьях и сыновьях. Выставка посвящена 125-летию завода «Волжский дизель Бр. Маминых» и 150-летию его основателя – Я.В. Мамина. Эти даты важны для жителей всего города, ведь завод, действующий с 1899 года по сей день, стал родным для многих поколений балаковских машиностроителей.

Яков Мамин, старший ребенок в семье Василия Мамина, управляющего поместьем В.Г. Кобзаря, родился 18 октября 1874 г. Он не окончил и трех классов начальной школы – пришлось рано начать трудиться. Уже в 14 лет он стал учеником изобретателя Федора Блинова. Бывший волжский бурлак, Федор Блинов работал над созданием «самохода на бесконечно движущихся рельсах». Среди участников создания был и Яков Мамин. Испытания прообраза гусеничного трактора завершились, а вот купить его никто не захотел. Получив важный опыт, юноша решил, что нужно создать более простую машину: легкую, несложную в управлении и удобную для крестьянина.

В 1899 году на окраине села Балаково открылся «Чугунолитейный механический завод братьев Маминых», созданный стараниями Якова и его младшего брата Ивана. В 1903 году братья запатентовали своё главное изобретение – двигатель высокого сжатия, работавший на бакинской нефти.

Вскоре в Балаково прибыли представители английском фирмы «Горнсби-Акройд», считавшие что Яков Мамин присвоил чужое изобретение. Яков Васильевич провел гостей на свое предприятие и объяснил принцип работы «Русского дизеля» – его простоту, дешевизну и практичность. После этого иностранцы сделали предложение купить предприятие, а Якову Мамину стать агентом их фирмы, на что получили отказ.

В Российской империи оценили преимущества отечественного дизеля, заказов стало больше, и в 1908 году братья решили разделить завод на два отделения. Первое (ныне Волжский дизель бр. Маминых) по жребию досталось Ивану, Яков же приступил к строительству собственного отделения на ул. Николаевской (ныне Коммунистической). Параллельно во дворе собственного дома вместе с сыновьями Яков работал над созданием экспериментального трактора «Богатырь».

Весной 1913 года о новом русском тракторе Мамин сообщил в Московское высшее техническое училище, Петербургский технологический институт и министерство земледелия. Он просил выслать представителей для участия в испытании нового трактора.

1914 год стал для Якова знаковым. В этом году он выпустил свой первый трактор. В «Саратовском листке» от 28 сентября 1914 г. по этому поводу сообщалось: «На днях по улицам Балакова ходил 25-сильный трактор местного завода Я.В. Мамина. Производилась первая проба с четырьмя плугами, пока без нагрузки. Трактор имеет автоматический пуск машины сжатым воздухом. Завод предполагает вырабатывать тракторы 25 и 50 сил под названием «Русский трактор». Пока изготовлены четыре штуки».

Казалось, что настало время массового производства отечественных тракторов, но все планы разрушила Первая мировая война. Предприятие Маминых передали военному ведомству, однако Яков Мамин не терял надежды перейти к массовому производству своих машин. В период революционных событий на заводе был организован комитет из трех человек, взявший на себя обязанности администрации. Яков Мамин, не дожидаясь национализации, передал завод комитету, а свой новый дом отдал под контору. Семья перебралась в баню во дворе. Через некоторое время рабочий комитет объявил Мамину, что целиком и полностью доверяет ему и поручает техническое руководство заводом.

В декабре 1917 года на завод пришли правительственные телеграммы с сообщением о том, что правительство очень заинтересовано в изготовлении тракторов в России, просит подготовить предложения и приехать в Москву. После встречи с В.И. Лениным Якова Васильевича пригласили выступить в техническом совете Наркомата земледелия, где он познакомил членов совета с чертежами своего нового колесного трактора «Гном». Комиссия признала проект «ценным вкладом» в развитие тракторостроения в республике. Наркомзем оформил срочный заказ: выпустить к 1 апреля 1922 г. первые 20 машин. Но Самарский совнархоз отказался содействовать бывшему владельцу завода в восстановлении производства. Его лишили должности и даже не допустили на завод. После этого Яков Васильевич переехал в соседний Марксштадт, где в 1924–1928 гг. стали производить первые колесные отечественные тракторы «Карлик». Вместе с ним туда отправились сын Владимир и рабочие: Н.М. Демин, М.И. Саванов, А.Ф. Никорюкин, С.М. Серебряков.

На выставке представлены подлинные предметы семьи Мамина. Особое место занимает его рабочий стол начала ХХ века, чертежи трактора «Карлик», записки с указаниями по работе для коллег. Несомненный интерес представляет макет трактора «Карлик», подаренный С.М. Серебрякову на съемках программы «От всей души» в 1976 году. Модель 1:10 изготовлена Р.М. Красильниковым при участии А.А. Мамина (внучатого племянника Я.В. Мамина) и коллектива инструментального цеха завода имени Ф.Э. Дзержинского. Этот подарок был создан не случайно. В 1923 году Яков Мамин и Семен Серебряков подписали договор. Семен Михайлович за 2 пуда муки и 900 000 рублей должен был в срочном порядке изготовить чертежи трактора, а когда начнется их массовый выпуск, Яков Васильевич обещал передать действующую машину конструктору С.М. Серебрякову. Подлинник договора также представлен на выставке.