БАЛЕТ «ПАГАНИНИ»: 5 ФАКТОВ О ПРЕМЬЕРЕ САРАТОВСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Балет «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова предстанет перед зрителем  (https://quicktickets.ru/saratov-teatr-operabalet/s382)28 мая 2023 года на Новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета. Она пройдет в рамках XXXVI Собиновского музыкального фестиваля в один вечер с показом «Симфонических танцев» Чувашского государственного театра оперы и балета.
Предлагаем 5 интересных фактов о грядущей премьере.
Хореография
В качестве балетмейстера-постановщика премьерного спектакля приглашена талантливая и перспективная хореограф Диана Вайлова. Получив классическое балетное образование Диана продолжила совершенствоваться в качестве хореографа и танцовщика у педагогов из различных стран мира (США, Испания, Нидерланды) в Летней школе танца ЦЕХ, стажировалась в лучших столичных труппах современного балета. Три года участвовала в спектаклях Международного фестиваля «Open Look».
Саратовский зритель познакомился с работой Дианы благодаря номеру «LIGHT» (в исполнении заслуженного артиста России Алексея Михеева и Кристины Кочетовой), который был показан в рамках Гала-концерта театра, а также многочисленным постановкам независимой труппы современного танца «Vaylo dance company» в Саратове.
Диана Вайлова открывает для саратовских любителей балета новую страницу в истории академического театра – впервые исполнители столкнулись не с классикой или неоклассикой, а с современной хореографией в интересной качественной интерпретации. Стиль Вайловой в качестве хореографа высоко оценивается именитыми специалистами и, стоит верить, именно она придаст саратовской балетной труппе новый виток развития и расширения репертуарного разнообразия.
Артисты
В новой постановке будет задействовано 12 артистов.  Большая часть – ведущие исполнители Саратовской балетной труппы, но есть интересный момент: хореограф пригласила в спектакль трех исполнителей, хорошо знакомых с современной хореографией.
Сама Диана отмечает, что «Паганини» — это история, сделанная 12 людьми, где каждый персонаж – главный. У каждого, кто выйдет на сцену будет почти равноправие — как по времени, так и по отдаче.

Сюжет
По мнению постановщика, 25 минут музыкального материала Рахманинова – это очень коротко для рассказа всей биографии великого скрипача. Поэтому нам предстоит увидеть психологический взгляд на личность Паганини. Своеобразное современное высказывание, основанное на легендах о таинственном и мрачном гении, скрипаче-виртуозе, чей музыкальный дар до сих пор остается загадкой. «С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок», — так говорили о Паганини его современники.
С открытия занавеса, со взмаха рук, подобного жесту дирижера, начнется история о неизбежном выборе каждого, обреченного на славу — заключить внутренний договор с собой, определяющий дьявольское вдохновение или божественное озарение.
В центре внимания – три главных персонажа, которые на самом деле являются различными альтерэго одного героя. Молодой Паганини (в исполнении Сергея Букатина) и два антипода, отражающие его личность и его выбор: Демон (заслуженный артист России Алексей Михеев) и Ангел (Алёна Таценко) сойдутся в языке танца. Все остальные герои – отражение настроений этого яркого трио.
 
Нам предстоит увидеть историю перехода из юности в зрелость, монолог мрачного скрипача с самим собой, отраженный в пластике.
Музыка Рахманинова
В 1934 г. Рахманинов написал одно из своих известнейших произведений — «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром — 24 вариации на тему каприса Паганини a-moll. По мнению современников композитора, в этой музыке ностальгия соединяется с откровенной «дьявольщиной». Первые исполнения состоялись в ноябре того же года в Балтиморе и прошли с успехом.
Леонид Михайлович Лавровский в своих мемуарах так описывал великолепие музыки Рахманинова: «В центре искусства Рахманинова всегда стоит человек. Героем его произведений всегда был он, полный душевной красоты, благородства, и борющийся за человеческое счастье.

Глубочайший гуманизм Рахманинова и его умение воплощать трагедийные замыслы даже в сочинениях небольших масштабов, но всегда исполненных психологической правды, необычайно ярко и убедительно сказались в его «Рапсодии на тему Паганини».»
Бессмертная музыка Рахманинова переживет очередную балетную трансформацию на сцене Саратовского академического театра оперы и балета под молодым взглядом Дианы Вайловой и предстанет на суд публики в рамках XXXVI Собиновского фестиваля.
Необычные решения
В балете «Паганини» будет много необычного: к примеру, нас ждёт интересный сценический мужской дуэт Михеев-Букатин.
Примечателен тот факт, что все артисты этой постановки выйдут на сцену в носках. Не в пуантах, не в чешках, не в джазовках, не босиком, а именно в носках. Это связано с тем, что в современном танце очень много переходов на полу, а носки позволяют делать проезды, слайды и скольжение без повреждений и при этом сохраняют сцепку.
Минималистичная сценография в виде натянутых струн вдоль задника сцены позволит акцентировать внимание исключительно на пластике спектакля, но при этом не оставит пространство сцены «отрезанным» от сюжетной линии. В костюмах тоже не стоит ждать классических пачек – основа этого балета в эмоциях и характере, которые каждый из персонажей этой истории должен отразить в танце.
Интересно сочетание опыта и молодости, классической и современной школы балета, которые соединились или столкнулись в этой постановке.
В любом случае, посетить премьеру стоит как минимум по двум очевидным причинам. «Паганини» позволит зрителям увидеть другой формат и другую форму балета, как вида танца. А еще у нас появилась уникальная возможность оценить саратовскую балетную труппу вне жестких рамок классики или неоклассического видения Кирилла Симонова.