Саратовская областная филармония имени А.Шнитке приглашает на концерт Академического симфонического оркестра «Могучая кучка»

5 июня в 18.30. Концертный зал

В программе:

Г. Берлиоз Увертюра «Римский карнавал»

А. Вьетан Концерт № 5 для скрипки с оркестром

А. Бородин Увертюра к опере «Князь Игорь»

Ц. Кюи Увертюра к опере «Сын мандарина»

М. Мусоргский «Ночь на Лысой горе» (авторская редакция)          

                            «Пляска персидок» из оперы «Хованщина»

Н. Римский-Корсаков Испанское каприччио

Солист – Павел Попов

Дирижер – Ариф Дадашев

«Могучей кучкой» называли творческое содружество русских композиторов во главе с Милием Балакиревым. Оно сложилось в Санкт-Петербурге в конце 1850-х – начале 1860-х годов. В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.

В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» художественный критик и литератор Владимир Стасов написал в рецензии, посвященной концерту в честь славянской делегации на Всероссийской этнографической выставке: «…сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала крылатой.

Кучкисты называли себя наследниками Михаила Глинки: они считали главным направлением развития музыки идею народности, к которой искали новые подходы. В то время среди русской интеллигенции все популярнее становились идеи народничества. Следуя этой тенденции, композиторы «Могучей кучки» стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике. Они исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и использовали народные песни в своих сочинениях. Так появились оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.

Уже к концу 1870-х – началу 1880-х годов творчество композиторов стало популярно, причем не только на родине, но и за рубежом. Там кружок называли «Русской пятеркой». Поклонником и другом кучкистов был Ференц Лист.

«Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но «общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались»: в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей – русских композиторов ХХ века.