В рамках литературного фестиваля «Книжные зори на Волге» в Пушкинской библиотеке состоялось открытие выставки «От мифа к сказке» художника-иллюстратора, члена Союза Художников России, преподавателя живописи и призера международного конкурса «Образ книги» Анны Хопта

Выставка была представлена автором работ. Профессиональный разговор по душам о секретах мастерства художника-иллюстратора состоялся со студентами художественного училища им. А.П. Боголюбова и учениками детских художественных школ города.

Открытая, позитивная, излучающая оптимизм и доброжелательность, Анна и сама похожа на добрую сказочную героиню с искренней и совершенно обезоруживающей улыбкой. Но всё это не исключает серьезности подхода к делу, самодисциплины и высокой требовательности к себе и качеству своих работ – «картинок» — как ласково называет их сама художница.

Своё профессиональное кредо Анна обозначила еще на пресс-конференции, где отметила высокую значимость иллюстрации для издания, а на художника-иллюстратора «возложила» ответственность за первое впечатление ребенка о книге. Ведь для маленьких детей в книге первичны картинки, а не текст, а для художника-иллюстратора, считает Анна, всё наоборот – текст первичен. Есть и другие мнения на этот счет, когда художник реализует в книге свою творческую стратегию, невзирая на текст, не согласовываясь с ним. Однако, Анне ближе другой подход. Она, как художник, отталкивается от текста, учитывая его стилистику и пластику, подстраиваясь под его законы и правила автора. Поэтому и работы получаются такие разные. Но в них всё равно, так или иначе, отражается личность их создателя, излюбленные приемы, еле уловимые штрихи, как, например, розочки, переходящие из книги в книгу.

Выставка «От мифа к сказке» дает нам возможность увидеть эту разницу приемов и подходов. Вот величественная и событийная вазопись – техника в стиле древнегреческой декоративной росписи керамических сосудов, выполненной специальными красками с последующим обжигом. Ее Анна Хопта выбрала для иллюстрации издания Николая Куна «Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях». Здесь каждому своё: черно-фигурная вазопись – для богов, красно-фигурная – для героев. Руководствуясь древнегреческой мудростью «Не боги горшки обжигают», Анна передает неидеальность вазописи, ювелирно воссоздает в иллюстрации даже сколы и микротрещинки, характерные для этой техники, да так мастерски, что некоторые принимают их за фото фрагментов с настоящей античной росписью.

Таким же правдоподобием и созданием присущего эпохе и местности колорита отличаются иллюстрации к Египетским мифам – настоящим сказкам, найденным на папирусах, а также к сборнику японских народных сказок, где иллюстрации напоминают гравюры.

Из необъятной Вселенной мифа переносимся в уютный мир сказки. Среди представленных на выставке работ видим хорошо известные, такие, как «Снежная королева» (в гуашно-акварельном исполнении) и мало распространенные сказки Ганса Христиана Андерсена «Двенадцать пассажиров», «История года» (яркие, образные, «плотные» картинки с буйством красок) и «Бузинная матушка» (легкие, воздушные, как сны главного героя, образы в пастельных тонах). Бережное отношение к тексту делает иллюстрации разными, но везде неизменно отвечающими его настроению, атмосфере сказки. Старине Андерсену очень бы понравилось!

Продолжение выставки с иллюстрациями к «Сапфировым сказкам» Божены Немцовой и «Хроникам королевства Пантуфлия» Эндрю Лэнга экспонируется в галерее второго этажа. И это тоже эмоционально, легко и прекрасно!

Гостям встречи Анна Хопта призналась, что любит разнообразие красок, их смену и сочетаемость. Это, по словам художницы, как «взаимное проникновение всех видов искусств – самое интересное, что есть. Иллюстрация – это живопись рядом с литературой». Отвечая на вопросы аудитории, Анна подчеркнула, что для художника очень важно получать активное визуальное наслаждение тем, что происходит вокруг. Помимо презентации выставки, которая получилась интересной и содержательной, Анна Хопта подготовила для любителей живописи разных возрастов увлекательные мастер-классы, о которых мы расскажем отдельно.